ПОЛОЖЕНИЕ

О логопедическом пункте при МДОУ детский сад №7

г. Хабаровска

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального до­школьного образовательного учреждения  детский сад № 7 (далее — Учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом Учреждения, на основании инструктивного письма Ми­нобразования РФ «Об организации работы логопедического пунк­та общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2.

1.2.         Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта в Учреждении.

1.3.Логопедический пункт в Учреждении создается в целях оказа­ния помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.

2. Основные задачи логопедического пункта

2.1. Основными задачами логопедического пункта Учреждения являются:

—своевременное выявление нарушений развития речи воспи­танников;

—определение их уровня и характера;

—устранение этих нарушений, в первую очередь дефектов звукопроизношения;

—распространение специальных знаний по логопедии среди                  

        педагогических работников, родителей (законных представителей).

3. Организация деятельности логопедического пункта

3.1. В логопедический пункт Учреждения зачисляются воспи­танники 5-7 лет, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

—общее недоразвитие III уровня;

—фонетико-фонематическое недоразвитие;

—недостатки произношения — фонетический дефект;

Дети с общим недоразвитием речи зачисляются с письменного согласия родителей, проинформированных об особенностях коррекционного обучения на логопункте.

 

3.2.Зачисление в логопедический пункт Учреждения осуществ­ляется самим логопедом на основе обследования речи воспитанников, которое про­водится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. В первую очередь коррекционная помощь оказывается старшим дошкольникам. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения (приложение №1)

3.3.Предельная наполняемость логопедического пункта Учреж­дения — не более 20-25 человек. На каждого воспитанника, зачис­ленного в логопедический пункт Учреждения, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме 2 (приложение 2).

3.4.Выпуск воспитанников из логопедического пункта Учреж­дения производится в течение всего учебного года после устране­ния у них нарушений речевого развития. Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 1 года при ФНР и ФФНР, до 2-х лет при общем недоразвитии речи

3.5.Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуаль­но, так и в группе. Предельная наполняемость групп — 12 человек. Предельная наполняемость групп воспитанников, имеющих сложные (сочетанные) дефекты, — 6 человек.

3.6.Периодичность групповых и индивидуальных занятий оп­ределяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нару­шения речевого развития.

3.7.Групповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими:

—общее недоразвитие речи;

—фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

3.8.          Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неде­лю с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. По мере формирования у них произносительных навыков, занятия проводятся в группе. Продолжительность группового занятия должна составлять 20-35 мин.

4. Руководство логопедическим пунктом

4.1.Общее руководство логопедическим пунктом Учреждения осуществляет заведующий Учреждением.

4.2.Заведующий Учреждением:

—обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

—подбирает педагогов для коррекционной работы.

4.3.         Учитель-логопед:

—проводит регулярные занятия с воспитанниками по исправ­лению различных нарушений речевого развития;

—осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам ре­чевого развития, развития коммуникативных и других способно­стей воспитанников;

—разъясняет педагогам, родителям (законным представите­лям) задачи и специфику коррекционной работы по преодолению дефектов речевого развития воспитанников;

—участвует в работе методического объединения учителей-ло­гопедов города;

—представляет до 30 мая ежегодно отчет по форме 3 (прило­жение 3).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Форма 1

Журнал движения

детей дошкольного возраста с нарушениями речи

на логопункте при ДОУ № 7.

Ф. И.

ребенка

ДОУ №

Группа

Воз-раст

Дата обсл

Логоп. заключ.

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

- зачислен на логопункт;

- поставлен на очередь (указать срок);

- работа с воспитателем (конкретные рекомендации по ЗКР с отслежив. результата).

 

 

II. Список детей, зачисленных на логопункт:

Ф.И. ребенка

ДОУ №

Группа

Воз-раст

Логоп.

диагноз

Результаты коррекционной работы

 

 

 

 

 

 

- выпущен;

- оставлен для продолжения коррекц. работы;

- выбыл в ДОУ № …, в школу…

Приложение 2 Форма 2

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст______________________________

  1. Группа____________________________________________
  2. Домашний адрес, телефон_____________________________
  3. Дата зачисления в логопункт___________________________
  4. Жалобы педагогов или родителей (законных представителей)

 

  1. Заключение психиатра________________________________
  2. Состояние слуха____________________________________
  3. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития    
  4. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвиж­ность)       

10.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель­ного высказывания)      

а)  словарный запас (в пределах обихода, шире и др.); какие
части речи преимущественно употребляет; ошибки в употребле­нии слов (замены по смыслу, акустическому сходству) (привести примеры)____________________________

б)  грамматический строй речи (типы употребляемых предло­жений, наличие аграмматизмов) (привести примеры)_____________________________________________

в) произношение и различение звуков (произношение звуков;
отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, раз­личение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различ­ным звукослоговым составом) (привести примеры)___

г) темп и внятность речи________________________________

11. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза зву­кового состава слова          

12. Проявление заикания:

а)  предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации, усугубляющие его проявление   

б)  сформированность языковых средств (произношение, сло­варь, грамматический строй)     

в)  особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)        

г) адаптация к условиям общения__________________________

13. Краткая характеристика ребенка по данным педагога-психолога и воспитателя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, от­ношение к имеющемуся нарушению речи и т.д.)_____________________

14. Заключение учителя-логопеда_________________________

  1. Результаты исправления (отмечается в карте к моменту от­числения воспитанника из логопедического пункта)_______________________________________________

 

Приложение 3 Форма 3

Отчет о количестве детей, имеющих нарушения в развитии речи, в ДОУ

1. Общее количество выявленных детей, имеющих нарушения в развитии речи, 4—6-летнего возраста     

2. Из них:

— зачислено в логопункт   

-сОНР_____________________________________________

   

с ФФНР___________________________________________

-сФНР_____________________________________________

3. Количество детей, выбывших из логопункта:

—с чистой речью_____________________________________ ,

—с улучшением______________________________________

—без перемен________________________________________

Количество детей, оставленных для продолжения занятий

____________________________________________________

 

 

Мебель

 Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

 Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажи­мают в кулачки.

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

 

Новый дом

Поднимают зажатые кулачки вверх.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

Ударяют, чередуя, кулачком о ку­лачок.

Мы "построим новый дом,

Ставят рядом ладошки-«стены»,

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «кры­шей».

Есть труба вверху на крыше,

Мизинец отставляют в сторону — труба.

Дом готов, зовем гостей:

 «Приходите поскорей!»

Делают приглашающий жест рукой.

Сколько в доне этажей?

 

 

 

 

 

 

Весёлые портняжки 

Привет, Николка!

Бери скорей иголку.

 Будем шить Кате

Новое платье.

Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

 

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю.

Показывают указательный палец правой руки — иголку. Вращают ука­зательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

 

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки —

Делают движения кулачками, ими­тирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с дру­гой рукой.)

Устали мои руки!          

Встряхивают обе руки

 

 

 

 

 

 

 

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль?  Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой па­лец с остальными.

 

Помощник

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга — «моют посуду».

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, на­чиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движе­ние.

 

Спортсмены

В хоккей играет хоккеист,

 В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг

улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась

земля.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каж­дую примету).

Река покрывается льдом в ноябре

Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

 

Белочка

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно каса­ются остальных пальцев, выполняя уп­ражнение сначала одной, затем другой рукой.

 

 

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начи­ная с мизинца.

Только заиньке не спится-

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им

 

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

 

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке
елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.      

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой па­лец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе — «фо­нарики».

 

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в ку­лачок, начиная с большого.

 

 

 

 

 

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим —

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой па­лец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

 

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» пе­ред собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

 

Заяц

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой ц наоборот.


Транспорт

Будем пальчики сгибать —

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет,

 Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начи­ная с большого.

 

 

Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает

слоненок,

За крокодилихой —

крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит

верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый

ребенок?

Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начи­ная с больших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши мамы 

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель —

Поочередно сгибают пальчики, на­чиная с мизинца, сначала на одной, за­тем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек»,

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладош­ками вверх.

 

Книги

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Ладошки соединяют вместе «книж­кой». Раскрывают и закрывают «кни­гу».

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

Поочередно соединяют одноимен­ные пальцы обеих рук, начиная с ми­зинцев.

 

 

 

 

 

 

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота —

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

 

Посчитаем

Раз, два, три, четыре, пять —

Буду транспорт я считать.

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обе­их рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

 

Животные Севера

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвиж­ны).

 

 

 

 

 

 

В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять —

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка,

Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо — Героев из сказок вспомнить мы рады!

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают паль­цы в кулачок, начиная с большого пальца.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка — «Теремок».

Эта сказка — «Колобок».

Эта сказка — «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим паль­цем остальных, начиная с указательно­го.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

 

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет

спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

 

 

 

Домашние птицы

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки — индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно каса­ются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Показывают пальчики, играя ими.

 

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сна­чала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

 

Веселая встреча

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизин­ца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

 

 

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели —

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, ма­шут ладошками.

Прилетел к нам скворушка — Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

Поочередно сгибают пальцы на обе­их руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют».

 

Какие бывают рыбы?

Мы в подводном мире, друг,

Выполняют движения руками, как будто плывут.

Рыбы плавают вокруг:

Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,

Рыба - удильщик и рыба-игла.

Поочередно сгибают пальцы, начи­ная с мизинца

 

 

 

 

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

 Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, на­чиная с мизинца.

 

 

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония —

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

Дружно пальчики считаем — Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кула­чок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

 

 

Упражнения артикуляционной гимнастики

 

Выполняется артикуляционная гимнастика ежедневно не менее 2 раз в день.

Каждое упражнение выполняется от 5 до 10-15 раз. Количество повторений и темп движений увеличивается по мере совершенствования артикуляционной моторики.

  • ·     Выполняются упражнения в определённой последовательности – от простых упражнений  к более сложным.
  • ·     Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обяза­тельным соблюдением правильной осанки.
  • ·     Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  • ·     Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но пос­тепенно, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • ·     Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • ·  Если у ребенка не получается какое-либо движение, можно использовать механическую помощь (ручкой чай­ной ложки или чистым пальцем).

 

Упражнение для челюстей

«Окошко». Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек. (зубы обнажены)

 

Упражнения для губ

  1. 1.       «Лягушка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
  2. 2.        «Хоботок» — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
  3. 3.       «Лягушка» - «Хоботок» - попеременное выполнение.

 

  1. 4.       «Бублик» - округлить губы так, чтобы были видны зубы, зубы сомкнуты

 

 

 

 

 

Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

  1. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении по языку пошлепать губами).
  2. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек.
  3. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
  4. «Индюк» — движения языком вперед-назад по верхней губе.
  5. «Часики» — движения языком вправо-влево к уголкам  рта
  6. «Маляр» Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу.
  7. «Качели» — движения языком вверх-вниз;

а)  к верхней — нижней губе;

б)  к верхним — нижним зубам;

в)  к верхним — нижним альвеолам.

  1. Круговые движения языком:

а)  по губам;

б)  по зубам в преддверии рта;

в)  за зубами.

  1. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа неподвижная

10.  «Трубочка» - открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

11.  «Чашка» - положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки.

12.  «Чистим зубки» -  улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутрен­ней стороны, делая движения языком впра­во-влево

13.  «Кошка». Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

14.  «Лошадки» — щелканье языком.

15.  «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке.

16.  «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

Бесплатный хостинг uCoz